Шаги на чердаке / Подглядывающий с чердака / The Watcher in the Attic / Edogawa Ranpo ryôki-kan: Yaneura no sanposha (1976)
02.11.2018, 20:52
«ШАГИ НА ЧЕРДАКЕ» - необычная картина, которая начинается относительно медленно с очень небольшим количеством диалогов, но постепенно по мере развития событий создает у зрителей ирреально-сексуальное настроение. Являясь откровенно эротической, она выдвигает на первый план графический садосексуальный компонент. Действие этого необычного эротического фильма, исследующего темные стороны человеческой натуры, происходит в одном пансионате в Японии в 1920-ых годах. Года (Renji Ishibashi) принадлежит пансион в Токио. Странные люди живут в нем, особенно сам хозяин, который получает наслаждение, бродя по чердаку и шпионя за своими постояльцами через специальные глазки в потолке. Его вуайеристские любопытные глаза часто заглядывают в комнату леди Минако (Junko Muyashita), которая спит со всеми подряд, от священника до человека в одежде клоуна. Ее шофер (Toshihiko Oda) настолько боготворит ее, что прячется в ее кресло, чтобы быть ближе к своей любовнице, когда она сидит, занимаясь мастурбацией и готовя убийство (в самых странных сценах фильма шофер признавался Минако, что он ее «ревнует к стулу»)...
(вдруг будет интересно)
Фильм снят по рассказу Рампо «Человек-стул» 1926 (Ningen Isu), в котором одержимый молодой человек «влезает» под обивку стула, чтобы стать ближе к объекту своего извращенного желания всякий раз, когда она садится на него. Этот рассказ был экранизирован снова в 1997 г. режиссером Toshiyuki Mizutani. «Наблюдатель афинянин», как и предыдущий фильм Танаки, показывает одну из самых больших звезд компании «Никкатцу» (Nikkatsu) того времени, Junko Miyashita, которая снимется позже в порнографической классике Kumashiro «Женщина с красными волосами» (Akai Kami 1979). В середине 70-ых награжденный многими призами Танака был признан одним из самых опытных и лучших режиссеров, работающих на легендарной студии «Никкатцу» (Nikkatsu) и занимающихся производством прибыльной «римской порнографии», которая является по сути первоклассной эротикой. Большим успехом пользовался и его предыдущий фильм «ЖЕНЩИНА ПО ИМЕНИ АБЕ САДА» (A WOMAN CALLED ABE SADA ) 1975 г., основанный на подлинной истории сексуальной навязчивой идеи кастрации как и известный фильм Ошимы (Oshima) «Империя чувств». Taнaкa следовал в этом фильме за самым известным автором «тайн и ужасов Японии» Edogawa Rampo. Фильмы Танаки - возбуждающее средство, красивое и наполненное поразительными образами. Для еще не знакомых с большим очарованием японского эротизма, этот фильм является одним из самых прекрасных образцов в этой области.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНСКОГО ПОРНО
Pinko Eiga («розовый фильм») получил развитие в начале 60-х годов, хотя и до этого в 50-х выходили «молодежные фильмы» (taiyozoku «Мятежник подросток»), но первый главный «розовый фильм» вышел в 1964 г. «Мечтатель» (Hakujitsumu), поставленный Тетцуи Такеши (Tetsuji Takechi), с тех пор известным в качестве «крестного отца японского порнографического кино». Снятый на студии «Шочику» (Shochiku), это был первый фильм из так называемой «японской новой волны», показывающий в эротических ситуациях женскую наготу и лобковые волосы, что являлось табу в японском обществе. «Мечтающий» - фильм о молодом художнике, находящемся в кресле у дантиста под анестезией и одновременно галлюцинирующий о симпатичной молодой девушке, которую он встретил в вестибюле, и он видит ее, подвергнутой всем видам сексуального приставания, насилия и пытки дантистом-садистом. Показаны также ее подвешивание под потолок, пытка током. Когда он пробуждается, то у него появляется двойственность в восприятии действительности. Японские власти раскритиковали фильм, возражая против «аморального» представления их нации, в восприятии остальной части мира. Такеши (Takechi) впоследствии сделал два ремейка фильма с большим и более крупным показом сцен насилия в 1981 и 1982 гг. Особенно интересен второй, элегантный, сексуальный и ирреальный с настоящей оргией пыток, хороша в нем актриса Киоко Эизоум. Следующий фильм Такеши «Черный снег» 1965 г., выпущенный фирмой Nikkatsu, произвел эффект взрыва. Провокационно соединив секс и политику, он вызвал испуг властей. Такеши арестовали по обвинению в непристойности. В суде, широко освещавшемся прессой, на его защиту встала творческая интеллигенция. Сюжет «Черных снегов» - история психопатического юнца, сына проститутки, страдающего фетишизмом (чтобы иметь половые отношения, ему необходимо было держать в руке оружие). Кроме очевидного психосексуального подтекста, показано было, что его мания была вызвана ненавистью к американским солдатам, которые оскорбили его мать. В конце фильма в очистительном оргазме он стреляет, и в свою очередь в него попадает смертельный выстрел военной полиции. Такеши на суде сказал: «Я признаю, что есть много сцен в фильме с обнаженной натурой, но они, психологически открытые, символизируют незащищенность японской нации перед лицом американского вторжения». Прямым результатом суда стало введение цензуры (Eirin), главной целью которой было регулирование появления лобковых волос или гениталий как в фильмах местного производства, так и в импортируемых. В противоположность западной цензуре, которая вырезала куски из фильмов, японская довольствовалась оптическим смазыванием, ретушированием показываемых половых органов, оставляя метраж картины тем же. Это продолжалось до начала 70-х, когда японская цензура столкнулась с фирмой Nikkatsu. Фирма, основанная в 1912 г. и возобновившая свою работу после войны в 1954 г., использовала в своей работе такую же технику, какую в Англии использовала студия «Хаммер». Она имела свое производство, постоянную команду и своих режиссеров, что давало возможность выпускать большое количество фильмов, производя драмы, молодежные фильмы, фильмы-катастрофы, приключенческие и криминальные фильмы. Среди самых известных режиссеров студии были Кейджи Вакаматцу и Сейджи Судзуки, чьи сюрреалистические якудза-фильмы («Рожденный убивать»1966, «Токийский бродяга»), этот авангардистский нуар, теперь расцениваются как самые лучшие из всего созданного японским кино. Судзуки сделал примерно 40 фильмов для «Никкатцу» за 10 лет. В то время, как многие Западные фирмы в начале 70-х занялись производством фильмов ужасов, «Никкатцу» повернулась к «артистическому», но спорному порнографическому кино. Одной из первых так называемых «римских порнографических картин» была «Квартира жены» 1971 г. Фильм рассказывает о муже, который не может удовлетворить свою жену сексуально, и она берет себе любовника, который может довести ее до оргазма, но обо всем узнает хозяйка борделя, которая впоследствии шантажирует ее, заставляя работать проституткой. Фильм имел большой успех, и «Никкатцу» запускает целую серию подобных фильмов. Это было только начало волны взрослой сексплуатации, которая заполнит Японию в последующие годы. «Римские порнографические фильмы» были сделаны командами студии и ее режиссерами, которым дали свободу действий. К самым известным и плодовитым «римским порнографическим режиссерам» относятся Тацуми Кумаширо (Tatsumi Kumashiro), известный как «король порнографии», Акира Като (Akira Kato), Масару Конума (Masaru Konuma), Нобору Танака (Noboru Tanaka), Тору Муракава (Toru Murakawa) и другие. Их фильмы, элегантные, технически безупречные и часто с сюрреалистическими моментами, создавались для «Никкатцу» с 1971 г., всего около 100 фильмов. Среди них такие бриллианты жанра, как «Влажные губы, экстаз белых пальцев» 1972, «Секретная Хроника: Пытка проститутки», «Женский ад: Влажный лес и Охотник любви» 1973, «Грязная Девственница», «Улица радости» 1974, «Школьная Хозяйка» 1977, «Женщина с красными волосами»1979, «Перед глазами мужа»1980, «Женщина за решеткой»1989, и другие. «Никкатцу» выпускала также серии фильмов, например, трилогию «Охотники любви» 1973, или «Розовая трилогия Занавеси» 1983-1984 о кровосмешении. В мгновение ока актрисы подобно Михе (Mihe), Наоми Тами, Уики Минами (Yuki Minami), Хироко Изаяме, Моеко Эзое, Саюри Ичиджо (Sayuri Ichijo), Акеми Ниджо (Akemi Nijo), Реико Накамере и другим стали национальными знаменитостями - символами нового сексуального освобождения. Другая веха в развитии порнографического кино - выпуск в 1973 г. фильма Харусари Масапи (Harusari Masapy) «Дело Дня: Киото Святой Гобелен». Это был первый Никкатцу фильм на откровенно садомазохисткую тему, прокладывающий дорогу к дальнейшим более откровенным фильмам с садо-сексуальными вариациями, которым быстро стали подражать конкурирующие компании, способствуя тем самым их быстрому распространению в Японии. Среди самых известных садо-мазохистких фильмов «Никацу» «Цветок и змея»1974, «Жена раба»1980, «Раб веревки»1981, «Фея в клетке»1982, «Веревка и грудь»1983, «Девственная жертва»1985, «Женская пытка»1984. Главная тема этих фильмов - заключения, неволя, жестокость, пытки, изнасилования женщин, - темы, которые имелись в подтекстах еще японского кино 60-х. Существенной вехой был выпуск в 1973 г. «Никкатцу» фильма режиссера Кой Сенигиро Ямагачи «Любовь Охотника». Именно после этого фильма терпение у японской цензуры лопнуло, и Ямагачи был арестован за непристойность. Но режиссер выиграл процесс в суде, и теперь немного есть того, что было бы запрещено в Японском кино. Но тем не мене, пройдясь по любому магазину секс-товаров в Токио, вы найдете там книги и видео по педофилии (Roricon), сортирную порнографию, менструальные фетиши, испражнения, неволю, пытки веревкой и т. д., но все с затемненными гениталиями. Правда, существует подпольное видео, не прошедшее цензуру, и журналы, известные как «урамедиа» (uramedia). Они содержат незаштрихованные изображения и контролируется японской мафией. (Сейчас показ гениталий в Японии уже разрешен, но не в эротическом контексте.) Стоит упомянуть о созданном «Никкатцу» таком направлении, как фильмы с определенным названием «нурета» (nureta -«мокрый»), например: «Мокрый песок» 1971, «Мокрое возвращение домой» 1972, «Признание мокрой веревки», «Мокрый выходной» 1979, «Мокрая связка» 1974 и так далее. Еще одна популярная японская навязчивая идея, отраженная «Никкатцу» - изнасилование медсестер («Журнал Медсестер: Противный файл» 1980, «Белая история: Насилие!» 1984 и т. д.). Это является частью более популярного медицинского фетишизма, включающего в себя также клизмы и связывающие бандажы. Этот чисто японский специфический фетиш лучше всего отражен в фильме Кейджи Вакаматцу «Сломанные Ангелы» 1967 г. Изнасилование монахинь, хотя не столь популярны в Японии, тоже имеет место в нескольких «розовых фильмах»: «Тайна Храма женщины»1969 г. режиссера Хироку Оннадера (Hiroku Onnadera), «Женский монастырь Священного Животного» 1974 г. режиссера Норифами Сазаки. В фильме «Электрическая Библия: Охота сестры» 1992 г., ярком, насыщенном красками, передающем ирреальную красоту тайного мира, изображается лесбийская любовь, неволя, бичевание, испражнения, убийства, самоубийства и подземные кислотные ванны. К сожалению, в фильме имеются и сцены богохульства. В лучшей сцене две монахини, обнаженные по пояс, сражаются в дикой сцене кнутами. К концу 1980-х выход на рынок видео сокрушил розовое кинопроизводство. В 1988 г. «Никкатцу» прекратило производство игровых фильмов, но все еще продолжало производить сомнительные садомазохистские материалы наподобие «Рассказов священного оскорбления» (эпопея, показывающая сумасшедшего горбуна-мутанта, насилующего монахиню из миссии). С самого зарождения «пинко эйго» (Pinko eigo) «Никкатцу» постоянно подталкивали к тому, чтобы расширить пределы цензуры. Ее усилия и постоянная конфронтация с властью закончились упрочением позиций жанра «розового фильма», одного из наиболее коммерческих жанров в японском кино, и открыли дверь для бесчисленного количества последователей.
Год выпуска: 1976 Страна: Япония Жанр: Детектив, эротика